Дед мороз, снегурочка и прочая нечисть...
Скоро новый год, и у большинства уже предпразничное
настроение. Все ждут сказочной ночи, подарков от "Дедушки Мороза и
Снегурочки". Но кто же это всё таки такие? 3-4 тысячелетия назад, когда
зарождался древний славянский народ методом выделения из индоевропейской
общности народов, зарождалась вместе с ним и славянская мифология.
В основе славянской мифологии лежал огромный индоевропейский
пласт, ну а уж потом позаимствовалось всякого у соседей, а именно у кельтов,
скифов, сарматов и аланов. И вот именно кельты и привнесли в славянскую
мифологию прототипа деда мороза. Некий мифологический персонаж, который
сопровождает празднование различных зимних мероприятий, добрый Дедушка Мороз не
всегда был таким добрым и щедрым на подарочки для детишек.
По старому кельтскому приданию он был злым и жестоким
божеством, владыкой ледяных буранов, лютых холодов и вьюг. Он был причиной
смертей и бедствий, и звали его Великим Старцем Севера.
В новогоднюю ночь он ходил по домам с огромным холщовым
мешком, но в отличие от своего современного аналога, он не раздавал подарки, а
собирал кровавые жертвоприношения, которые ему недодали за текущий год. Такой
визит не сулил ничего хорошего, и, как правило, после него в доме оставались
лишь оледеневшие трупы.
Что бы оградить все поселение от смертоносного визита,
друиды совершили обряд жертвоприношения. В мороз, раздевали и привязывали к
дереву юную девственницу. Похоже, что именно ее замерзший и покрытый инеем
труп, стал прообразом красавицы Снегурочки.
Обратите внимание, что если Деда Мороза изображают в одежде
разных цветов, то Снегурочка всегда синяя. Еще хочется заметить, что образ
Снегурочки уникален для русской культуры. В новогодней и рождественской
мифологии остальных народов мира женских персонажей среди окружения аналогов
Деда Мороза нет.
Еще интересно, что украшение новогодней ели так же ритуал
древнекельтского происхождения. Ель у кельтов, да и не только у них, почиталось
как дерево, наделенное магическими силами. Вечнозеленая, и не поддающаяся
никаким разрушительным силам ель являлась пристанищем лесного божества,
покровительство и расположение которого были очень важны для местных жителей. И
тот самый прототип Деда Мороза жил в самом старом дереве, перед которым в
период зимнего солнцестояния собирались все жители поселения и проводили
ритуалы задабривания местного идола. А задабривать в те времена умели лишь
одним способом – жертвоприношениями.
Внутренности убитых людей и животных - сердце, печень,
легкие, кишки - развешивались на ветви ели, а сама она обмазывалась кровью.
Позднее, когда окрепло влияние христианской церкви и жертвоприношения были
отменены, кровавые украшения сменили яблоки, куски хлеба, гирлянды из тряпок и
бумаги, вместо кишок. В последствии (но уже не в славянской мифологии) это
божество преобразовалось в Крампуса. Этот персонаж в виде мохнатого беса с
длинными рогами и когтями до сих пор известен и пользуется популярностью на
территории современной Австрии, Германии, Венгрии и северной Италии. Род
занятий у него немного расширился. Помимо того, что он забирал детей в свою
страну в рабство, либо попросту съедал их, он еще занимался тем, что насиловал
молодых девушек.
С приходом христианства и по прошествии времени церковь
сначала пыталась избавиться от этого персонажа, а когда поняла, что Крампус накрепко
засел в умах местных жителей, решила его оставить. Вот только изображать его
стали вместе с его антиподом, Святым Николаем и поэтому в различных
представлениях эти персонажи участвуют вместе. Только если Святой Николай дарит
детям сладости и подарки, то Крампус подсовывает черный уголь, а самых
непослушных детей может стегануть розгами или забодать.
Но, вернемся к славянской мифологии. В далеком прошлом
зимние праздники сопровождал не только заимствованный Великий Старец Севера, но
и разные местные божества. Вот например Карачун (Корочун, Каручень) был
подземным богом смерти и являлся порождением Чернобога. Занимался в основном
тем, что повелевал морозами, сокращал жизни людей и являлся источником зла,
лжи, несчастья, ненависти, тьмы и ночи. И, кстати, слово
"окочуриться" от его имени пошло. Еще был Позвизд (Посвист, Похвист)
– бог северного зимнего ветра. "С его бороды лили проливные дожди, из уст
исходили туманы. Стоило Позвизду тряхнуть волосами, как на землю валил крупный
град. Вместо плаща влачились за ним ветры, а с полы его одежды валил хлопьями
снег.". Существом он был хоть и грозным на вид, но в связи с местом
жительства на вершинах высоких и далеких гор, что далеко за МКАДом, встречался
редко. Запомнился он, в основном, за то что "распространял вокруг шум и
свист, и ничто не могло устоять перед его стремительностью и натиском".
Прямым предком первого Деда Мороза можно считать Велеса.
Помимо всего, что нам известно о Велесе (или не известно), он еще представлял
культ мертвых, предков, душ умерших. А Велесовы Дни были с 1 по 6 января. Чётко
в новогодние праздники. В это веселое время проводится большая масса обрядов, в
том числе и ряженье.
Ну и наконец, сам Мороз. Сын Велеса и Мары. Мороз, согласно
славянским языческим мифам, обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда
можно было попасть, пройдя через колодец (кстати, именно такой переход описан в
некоторых народных русских сказках, ежели помните). Он в компании Солнца и
Ветра разгуливал по земле и насмерть морозил встретившихся на пути мужиков. Со
временем Мороз менялся.
В белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер" он из
грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда. С течением
времени образ Деда Мороза вобрал в себя основные черты от Позвизда, Зимника и
Мороза.
И вот уже во второй половине XIX века, при Александре II,
когда в России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского
деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников,
упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861) и святой
Николай или «дедушка Николай» (1870). Это были единичные попытки, которые не
прижились.
В 1886 году впервые появляется «Морозко», и к началу ХХ века
уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза. Но потом революция 17-го года,
запреты на все церковные праздники, и Дед Мороз как обязательный персонаж
новогоднего — а не рождественского — праздника возрождается уже в советское
время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь
была разрешена ёлка.
Надеюсь Вы узнали важное для себя. Ну и как теперь вы будете
говорить: "наступающим Новым Годом!", зная старые корни, откуда
выросли все эти обряды - это уже личный выбор каждого...
Сейчас многие верующие говорят, что отмечают Новый год, как
календарную светскую дату, при этом делают это прославляя Бога, в общей молитве
и благодарении. Дай Бог, чтобы это не послужило преткновением ни для кого.
"Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть."
(1Кор.10:12) Но совсем другое дело, когда при этом соблюдаются языческие обряды
- ставят ёлки, приглашают дедов морозов, снегурочек и т.д. - это уже элементы
идолопоклонничества и языческих обрядов. Приведу пример: когда Израиль был
выведен из Египта, и Моисей был на горе, то Аарон сделал идола. Поклониться
хотели Богу, Который вывел их из Египта: "Завтра праздник Господу."
(Исх.32:5) - но сделали идола, потому что по другому не умели поклоняться, не
знали как. И перед Богом не было оправданием их незнание: "Да
воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их." (Исх.32:10) "И пало в
тот день из народа около трех тысяч человек." (Исх.32:28) Тем более как
смогут оправдаться те, кто знает о языческом происхождении новогодних обрядов?
"Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается
более жертвы за грехи." (Евр.10:26)
Святой, по еврейски Кадош - значит отделённый. Так мы должны
быть отделены от этого мира и его традиций, иначе, если мы будем копировать
мирские традиции, праздники и т.д., то может случиться как с Израилем, когда
они не выгнали полностью языческие народы из Ханаана, а потом и сами незаметно
отступили от Бога. "И вы не вступайте в союз с жителями земли сей;
жертвенники их разрушьте". Но вы не послушали гласа Моего. Что вы это
сделали? И потому говорю Я: не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги
их будут для вас сетью." (Суд.2:2,3)
Мы имеем огромное культурное наследие от Бога, и поэтому, на
мой взгляд, нам нет необходимости черпать мутную воду из разбитых водоёмов
языческих традиций. "И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит
Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас." (2Кор.6:17)
Конечно, каждый найдёт для себя множество доводов, чтобы
соблюдать или отказаться от каких-либо традиций, но мы просто обязаны
предупредить об опасности подобных заимствований, как сказано: "Если кто
согрешит тем, что слышал голос проклятия и был свидетелем, или видел, или знал,
но не объявил, то он понесет на себе грех." (Лев.5:1)
Божьих всем благословений!
Источник https://vk.com/theendoffffdays
Источник
|