Соблазн креста
Прочитаем Гал. 5,11:
Этот факт неопровержим: всюду, где ясно и четко был провозглашен Голгофский крест, одним он нес обновление жизни, а другим всегда представлялся причиной смут и беспорядков. Крест никогда нигде не появлялся, не вызвав противодействия.
В первом веке он являлся камнем преткновения для иудеев; для эллинов он был вообще абсурдом, безумием. Точно так же было и на протяжении последу ющих веков. Повсюду крест был неприемлемым не только для мирских людей (по своей природе противящихся Евангелию), но даже для множества людей из религиозной, "христианской" среды.
И мы без колебаний утверждаем, что то же самое происходит и в наше время.
Однако (это довольно любопытно, не так ли?) крест является самым распространенным символом в мире. Вероятно, во всем христианском мире невозможно найти города, в чьей архитектуре, музеях, библиотеках, религиозных учреждениях не выставлялось бы напоказ определенное уважение к этому свешенному символу. Везде ему отводят почетное место.
Поклонение, несомненно, воздается чему-то более глубокому; но именно этот глубокий смысл и неприемлем для мира и для большей части "христиан". Но не случается ли иногда так, что некоторые современные миссионеры считают удобным упразднить в своих учебниках и сборниках псалмов всякое упоминание о кресте из опасения вызвать недоразумения...?
Довольно часто современная христианская церковь не идет дальше темы "Христос - историческая Личность", а если и идет, то для того лишь, чтобы придать Его смерти совсем другое значение. И тем не менее, Слово Божье заявляет самым категорическим образом, что именно крест является путем ко спасению, прямым и верным путем, единственным путем. Лучше вообще отказаться от Библии, нежели начать ей в чем-то возражать.
Кроме того, установлено, что в жизни именно крест и проповедь креста во все времена открывали великую силу спасения. Особенно так было в новозаветный пе¬риод. А позднее великие религиозные движения, ассоциирующиеся для нас с именами Лютера, Уэсли, Цин-цендорфа, Муди, Финнея, Сперджена, - все были свя¬заны с каким-то особым аспектом креста, обнаруженным и открытым каждым из этих великих Божьих людей.
Почему же тогда крест всегда и везде является причиной смут, беспорядков и камнем преткновения? Наши церкви, наши религиозные движения, наши христианские учреждения, которые мы считаем евангельскими, в этом отношении, превратились в места приятного времяпрепровождения.
Следует признать, что именно крест стоит за всеми смутами и волнениями и бросает на нас свою тень или свой свет, в зависимости от нашего отношения к нему.
Но почему же? От чего зависит эта странная двойственность его действия? Почему наряду со своей благословенной и благотворной деятельностью крест производит, казалось бы, совершенно противоположное воздействие?
На эти вопросы мы и постараемся ответить.
*** Но, прежде всего, отметим, что причиной раздора являются не те героические и возвышенные стороны, которые присущи кресту.
Дух жертвенности, бескорыстие, самоотдача для других, все, что мы призваны вынести, когда желаем противостать основному течению своего времени и силе зла - все это в целом представляет только внешнюю сторону креста - захватывающую, прекрасную, неодолимо влекущую. Чтобы стать на этот путь, необходим героизм. Эти качества используются в высшей степени. Множество людей очаровано словом о кресте, но не более того. Однако Библия придает кресту более глубокий смысл.
Когда этот истинный смысл становится понятным и находит в жизни возможность проявить себя, именно тогда происходит обострение. Чтобы в этом убедиться, достаточно осмыслить три следующих вопроса.
1. Крест осуждает мир
Своим крестом Христос образовал пропасть между старым миром и новым. И никому никогда не удалось перекинуть мост между тем и другим.
Два совершенно различных образа жизни, две шкалы жизненных ценностей, два образа мышления, два способа правления - одним словом, два порядка вещей, не имеющих между собой ничего общего, разделенных крестом и сформировавших по обе его стороны свою собственную атмосферу.
Эти две системы не только совершенно различны, но и непримиримы, враждебны друг другу. Крест подразумевает, чтобы не только наши интересы и наши цели, но и наши дружеские отношения и средства, на которые мы живем, были совершенно другими, полностью отличались от тех, которые пребывают в мире.
Крест навсегда провел линию раздела между спасенными и не являющимися таковыми, между живыми и мертвыми. Апостол Павел говорит, что крестом Иисуса Христа мир был распят для Него, а Он - для мира.
Слово Божье прямо заявляет, что "настоящий век лукав", что "весь мир лежит во зле", что действия и мирского общества мотивы, все то, что оно думает и то, что делает, совершенно противоположно тому, что думает и делает Бог. Слово Божье утверждает, что мир совершенно неспособен принять божественное откровение, что самому по себе ему не удастся уподобиться Богу, что он не способен оценить истинного общения с Ним и никогда не сможет им насладиться; и что никогда и ни в какой мере он не будет иметь права и чести сотрудничать с Ним.
Эта способность воспринимать божественное, преображаться в Его образ, участвовать в осуществлении Его извечного плана является исключительной привилегией возрожденной жизни, возрожденного человека.
Именно этот приговор, это требование креста вызывает раздраженное "нет" у значительного большинства людей, и даже из среды так называемых "христиан".
И наоборот, по тому же принципу, компромисс с миром, то ли со стороны отдельной личности, то ли со стороны церкви, представляет для дела Божьего непреодолимое препятствие. При таком положении, основная цель креста навсегда остается недостижимой ни для отдельного лица, ни для общества людей.
2. Крест осуждает плоть
Слово Божье говорит нам, что на кресте "ветхий наш человек распят" со Христом. "Если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего" (2 Кор. 2,14-15).
Что же произошло? Мы отделили небольшую часть своей ветхой природы и пытаемся втиснуть ее в новое творение. Но Бог говорит "нет", а человек упрямится этой святой непримиримости.
В глазах Божьих история рода человеческого завершилась на Голгофе. В этот день Бог как бы начертал "совершилось" и перешел к чему-то другому. С тех пор все Его интересы вращаются вокруг нового творения.
Но необходимо понять следующее: эта смерть, пройдя над нами, поразила наши способности в такой же мере, как и наши немощи, она объяла то, что было в нашей природе самое лучшее, с человеческой точки зрения, так же как и худшее. Она не пощадила ни "порядочности" одних, ни порочности других. Бог все начал сначала. Отныне мы призваны жить уже не человеческой жизнью, а божественной. В нашей человеческой природе нет ничего такого, что Бог мог бы принять.
Если какому-то человеческому элементу (предпочтению, антипатии, простой прихоти или, тем более, честолюбию, личной выгоде) удается проникнуть в дело Святого Духа, этот элемент поразит весь организм. Человек всегда разрушает Божье дело тем, что привносит что-то от себя. Божественные планы относительно нашей жизни никогда не осуществятся, если мы не сможем понять, что Христос пригвоздил ко кресту не толь¬ко наши грехи, но и нашу личность. Препятствием для Бога, источником всех наших бед являемся мы сами.
Но тогда не странно ли, что мы так медлим сораспяться Христу, избрать единственный способ предоставить возможность Его жизни отразиться в нашей? Почему? Потому что человеку нравится мертвая символика, а не эта настоящая смерть.
Именно здесь мы прикасаемся к соблазну или неприятию креста, поскольку в этом смысле он представляет соблазн как для "христианина", так и для мирского человека.
3. Крест - это изгнание дьявола
Здесь мы соприкасаемся с более глубокой причиной. Чем являются мир и плоть, как не орудиями в руках дьявола? Лишь благодаря миру и плоти сатанинская система утверждает свое влияние на людей, и дьявол продолжает господствовать надо всем ветхим творением.
Приближаясь ко кресту, Христос сказал: "Ныне князь мира сего изгнан будет вон"(Иоан. 12,31).
Оглянувшись назад, Павел скажет, что на кресте Христос, "отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою" (Кол. 2,15).
Таким образом, не следует удивляться, что вся огромная побежденная дьявольская система пришла в действие, чтобы подавить результаты Голгофского креста и лишить Господа Иисуса плодов Его победы.
Она действует различными способами. Из-за ее клеветы Слово о кресте предстает совсем в другом свете. Дьявольские силы позволят порицать мир, но через потайную дверь они проведут свои методы, свои средства, свой дух, которые, как пиявки, высосут из вас духовную жизненную силу Церкви.
Чтобы создать напряженность и вызвать расколы, будут поощряться плотские силы, личный произвол, ветхий Адам; таким образом, связь благодати и братской любви постепенно распадется.
Чтобы затмить необходимость возрождения, человек будет помещен на первый план; будет поощряться человеческая благотворительность, культ красоты, будут постоянно превозноситься человеческий героизм, человеческий талант, человеческая нравственность. Все это работа дьявола.
Следует отметить следующее: известность, престиж, врожденная склонность человека строить большие планы, стремление приумножить сторонников и преуспеть в глазах мира - все это противоречит Духу Христа. Именно этими игрушками враг привлекает к себе людей, даже тружеников Евангелия.
Правильная проповедь креста приводит к полной победе над миром, над плотью и над дьяволом, а также к полному освобождению от всякого рода связей и зависимостей. Таким образом, следует предвидеть, что духовные силы зла сделают все, чтобы помешать такой проповеди; они пустят в ход все средства, чтобы возбудить против креста всеобщую враждебность и возложить на него ответственность за все ужасы, происходящие вокруг. Подведем итог сказанному:
Божественная жизнь во всей ее полноте, завоевание победы, плодотворное сотрудничество с Восседающим на престоле, честь осуществления вместе с Ним Его извечных планов - все это станет нашим по мере того (и только по мере того), насколько дело креста станет нашим, это полностью отождествит нас с глубоким смыслом, которое придает кресту Слово Божье.
"Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2,19-20).
"Они побелили его кровью Агнца и словом свиде тельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти" (Откр. 12,11).
Т. Остин-Спаркс
|